Пока мы спорим "пущать" или "не пущать" учеников начальной школы в Интернет - они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык "безопасного" поведения в Интернете. Как? Проблема относительно «свежая», но решается «старыми» методами: 1. Родители должны знать чем заняты их дети. Самое простое – разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете. Кроме того (не вместо – кроме!) семейный фильтр на поисковой машине, контроль по логам и проч. 2. Дети должны владеть основами ОБЖ. Мы учим их не разговаривать с незнакомцами? Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний адрес? Ну и в сети все то же самое. Сейчас много интересных обучающих ресурсов для детей создается с целью обучения безопасному поведению в Сети, например, этот. (см., также, Джентельменское соглашение) 3. Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Учить «с интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано? Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с помощью Интернет-ресурсов. Какие здесь могут быть варианты обеспечения безопасности: • закрытые среды обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог; • постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как использую? • формирование навыков критического мышления; • список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию; • все те же фильтры и контроль системного администратора если таковой в школе имеется. Самое главное - приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.
Джентельменское соглашение родителей и детей.
Перед первым выходом в Интернет как можно четче оговорите правила пользования сетью. Обсудите с ребенком куда ему можно заходить (возможно на первых порах стоит составить список сайтов), что можно и что нельзя делать, сколько времени можно находиться в Интернете.Сообщите ему о том контроле, который Вы намерены осуществлять: проверка посещенных ребенком страниц, контроль времени, проведенного в Сети, проверка адресов электронной почты. Объясните ребенку, что Вы доверяете ему и заботитесь о его безопасности. Договоритесь с ребенком о соблюдении им следующих правил: • Сообщить родителям свое регистрационное имя и пароль, если ребенку разрешено участвовать в чатах или блогах, e-mail адрес и пароль почтового ящика. • Никому, кроме родителей, эти сведения сообщать категорически нельзя. • Не сообщать без разрешения родителей для каждого отдельного случая личную информацию (домашний адрес, номер телефона, номер школы, место работы родителей). • Не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет. • Сразу обратиться к родителям, если ребенок увидит нечто неприятное, тревожащее, угрожающее на сайте или в электронной почте. • Не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым ребенок познакомился в Сети. • Если кто-то предлагает ребенку какой-то "секрет" - тут же сообщить об этом родителям. • Не скачивать, не устанавливать, не копировать ничего с дисков или из Интернета без разрешения родителей на каждый отдельный случай. • Не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, что требует оплаты. • Проявлять уважение к собеседникам в Интернете, вести себя так, чтобы не обидеть и не рассердить человека. В течение некоторого времени сопровождайте ребенка в его путешествиях по сети для того, чтобы убедиться, что ребенок соблюдает ваш уговор.