Правильное обучение письму
Говоря о подготовке к школе, необходимо вспомнить о подготовке руки ребёнка к письму. Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Особенности строения детской руки приводят к тому, что при письме рука может подёргиваться, пальцы дрожать.
Ребёнку не поможешь, заставляя его по несколько раз писать одно и то же. Прежде всего нужно дать возможность заниматься ручным трудом: лепкой, конструированием, работой с бумагой, природным материалом. Большими помощниками в укреплении и развитии руки станут: штриховка фигур, рисование, раскрашивание рисунков. Подбирайте раскраски с учётом особенностей вашего ребёнка. Если ему сложно раскрашивать мелкие детали – пусть начнёт с крупных рисунков, постепенно переходя к таким, где величина деталей уменьшается, а количество их увеличивается.
При раскрашивании покажите, как меняется цвет в зависимости от силы нажима на карандаш, а значит важно равномерно надавливать на него. Дети очень любят составлять рисунки из геометрических фигур, которые потом удобно штриховать. Приобретите ребёнку линейку с выбитыми фигурами или сделайте шаблон из картона.
Ребёнка нужно научить правильно держать ручку (карандаш): тремя пальцами – большим, указательным, средним. Держать ручку необходимо не ниже чем за 2 см до носика стержня, верхний её конец направлен в плечо пишущего. Правильно подберите ручки, карандаши. Они не должны гнуться, быть слишком толстыми или тонкими для пальцев ребёнка.
Параллельно с обучением чтению можно учить ребёнка писать
печатные буквы, а по мере их изучения – слоги, слова, короткие
предложения. Буквы удобнее писать в тетради в крупную
клетку, соблюдая их размер. Полезно и списывание слов с
образца, и письмо под диктовку мамы. Если ребёнок старается
писать слишком быстро, он может пропускать буквы, как
гласные (лв – вместо лев, кнга – вместо книга), так и согласные
(вок – вместо волк). Поэтому диктовать ребёнку слова надо не
спеша, пропевая звуки, чтобы ребёнок успевал писать за вами
(м-м-м-о-о-о-л-л-л-о-о-о-к-к-к-о-о-о).
Так ребёнок успеет услышать все звуки в словах. Когда он
начнёт писать быстрее, "распевку" можно будет сократить.
Чтобы письму придать игровой характер, можно писать друг
другу короткие записки ("Я хочу сок", "Убери игрушки" и т.п.).
Не ругайте ребёнка, если он пишет буквы так, как слышит звук
(вада, снек, што). Тактично объясните ему, что существуют
слова, которые пишутся не так, как слышатся. Об этих правилах
он узнает в школе
Большими вашими помощниками в обучении станут детские
книги с элементами заданий. При выполнении различных
упражнений хвалите ребёнка за его любые достижения. Ведь
дети так радуются и гордятся своими успехами, обретают
уверенность в результативности своей деятельности.